Аналитики подвели итоги года на рынке коммерческой недвижимости

0
61

Аналитики подвели итоги года на рынке коммерческой недвижимости

Покупателей в ТЦ не стало больше, несмотря на предпраздничный ажиотаж

В Москве и Санкт-Петербурге продолжает снижаться Shopping Index. Привлечь больше покупателей в торговые центры не получилось, несмотря на предпраздничный ажиотаж, пишет газета «Коммерсантъ». На рынке растет доля вакантных помещений стрит-ритейла, снижается интерес ритейлеров к торговым помещениям. Заполняемость торговых центров остается высокой благодаря низкому объему ввода.

Показатель Shopping Index отражает число посетителей на 1 тысячу кв. м торговой площади. По данным Watcom Group, за период со 2 по 22 декабря в Москве этот показатель снизился на 2,3% по сравнению с таким же периодом 2018 года. В Санкт-Петербурге снижение составило 1,1%. Президент компании Роман Скороходов считает, что покупательская активность снизилась в связи с переходом покупателей в онлайн и затянувшимся после черной пятницы периодом распродаж ритейлеров.

Руководитель направления аренды торговых центров JLL Юлия Чернышева отмечает, что на рынок торговых площадей влияют низкие доходы населения и ограниченный потребительский спрос. Развитие операторов идет точечно, новые открытия торговых центров ограничены. По мнению эксперта, предпосылок для изменения сложившейся динамики на рынке пока нет. Застройщики не заявляют новых масштабных проектов. По оценке JLL, средняя доля свободных площадей в столичных торговых центрах в этом году снизилась на 0,6 процентного пункта и составляет 4,4%. В Петербурге за год доля вакантных площадей увеличилась незначительно, с 3,1% до 3,3%.

По мнению Александры Чиркаевой из CBRE, поляризации рынка торговой недвижимости продолжится, ставки в качественных проектах с хорошим расположением будут расти, устаревшие форматы, удаленные от центра, будут дешеветь. На фоне роста онлайн-продаж в 2020 году на рынке продолжится консолидация крупных игроков. Развитие fashion-ритейлеров среднего ценового сегмента замедлится, при этом будет наблюдаться рост общепита, развлечений, сервисов.

В Colliers International отмечают, что на рынке офисной недвижимости наблюдается оживление. После кризиса 2014 года объем ввода новых площадей был низким. Сейчас в Москве зафиксирован рекордно низкий уровень вакантности офисов — 5%. В конце прошлого года этот показатель составлял 8,7%. Аналитики отмечают дефицит предложений для крупных арендаторов на рынке офисной недвижимости. Многим компаниям приходится арендовать недвижимость в строящихся объектах. Спрос на офисы в 2019 году был беспрецедентным, рассказала  глава департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Наталья Никитина. Объем сделок достиг 2,15 млн кв. м. Во втором полугодии собственники стали менее гибко подходить к согласованию условий аренды, снижая срок арендных каникул и уменьшая финансирование отделки. В 2020 году из-за низкого объема ввода офисов сохранится рынок арендодателя. В связи с этим цены на офисные площади могут вырасти на 4–5%.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here